Слово - не воробей и не так свободно

Иллюстрируя дальше ограничения законодательства США свободы слова известными фактами, можно привести другой пример, в котором ненормативная лексика - оскорбительная брань - была адресована конкретному лицу.

Как поведала газета «Chicago Sun-Times» в начале сентября 2011 года мэр города Чикаго Рам Эмануэль - в недавнем прошлом глава администрации президента США - во время возникших с ним пререканий с председателем профсоюза учителей города Кайрен Льюис, ткнув пальцем в ее сторону, оскорбил ее нецензурной бранью «F … you, Lewis». 

Эта брань была вызвана тем, что на его предложение увеличить продолжительность учебного дня в школах города на 90 минут, К. Льюис поставила вопрос об увеличении размера зарплаты преподавателям. 

Возмущенная таким оскорблением, она заявила о том, что ее никогда и никто так не оскорблял. Пока остается неизвестным обратится ли она в суд с заявлением о привлечении к ответственности Рама Эмануэля. 

Следующий пример - широко известный скандальный факт, пока еще не получивший судебного рассмотрения. 

3 июня 2011 года во время передачи «Morning Joe» на американском телеканале MSNBC популярный политический обозреватель и один из главных редакторов журнала «Time» Марк Гальперин, комментируя выступление президента Барака Абамы по проблемам экономики страны, в прямом эфире, улыбаясь, заявил: «А вчера президент вел себя как ...(нецензурное выражение)». 

К сожалению, несмотря на его последовавшее смятение, уже ставший привычным уху телезрителя «бип», не перекрыл мат в адрес главы государства. Как стало известно позднее, коллеги Гальперина по шоу, кстати, сами расположившие его к подобной «открытости», попытались свести все к шутке, скромно выразив протест: «Эй, полегче! Моя мама у телевизора». 

Смущенный Гальперин извинился, однако было поздно - ведь слово не воробей, и семисекундная задержка прямого эфира не спасла создавшееся положение. Буквально через полтора часа руководство MSNBC отказалось от дальнейших услуг Гальперина и принесло извинения Бараку Обаме и телезрителям. 

Пресс-секретарь президента Джей Карни ограничился лишь заявлением о том, что подобная лексика не приемлема в отношении любого президента или политической партии. 

Гальперин принес свои извинения в эфире и на странице журнала, заявив при этом, что считает свое увольнение совершенно правильным. «Я хочу принести искреннее и глубокое извинение президенту, моим коллегам на MSNBC и зрителям. Мое замечание было неприемлемо, и я глубоко сожалею о нем», - заявил Гальперин. 

Этим покаянием Гальперин возможно и спас себя от более суровой ответственности за публичное оскорбление президента страны. 

Некоторые особенности ограничения свободы слова законодательство страны предусматривает для военнослужащих, для которых дисциплина, беспрекословное подчинение начальнику является важнейшим условием успешных решений задач, стоящих перед армией. 

В связи с этим законодательно установлено, что они несут ответственность за неуважительные выражения в адрес старших по воинскому званию или должности, использования выражений или жестов, могущих спровоцировать драку. Установлена особая ответственность за разглашение секретных данных, обсуждение служебных дел вне служебных условий без соответствующего разрешения.

Часть 5 статьи «Законодательство США о свободе слова и печати», в которой автор многих статей онлайн журнала Адвокат USA ветеран юриспруденции профессор права  Наум Киселев высказывает свое собственное мнение.

Продолжение следует. 

2014 год, 14 мая публикация, 17 июня обновление. 

© 2014 Адвокат USA www.advokatusa.com
Все права защищены по законам США и международному праву.